editorskoe


editorskoe

Любимое занятие – вычеркивать лишнее


Previous Entry Share Next Entry
О книжных продюсерах… Или не стреляйте в издателя
editorskoe
То, что издатель виноват во всем и главная его задача  - разрушить русскую литературу – аксиома. Но есть еще пара нюансов.

Как мне кажется, очень не помешали бы книжные продюсеры. То есть, чтобы вообще был примерно такой алгоритм: некие агенты - ридеры – сотрудники продюсерского центра ищут тексты, для продюсерских же проектов. Ну, к примеру – серия книг о космических животных или о детективах- психоаналитиках, неважно, тут как продюсер учудит.
Продюсер рассматривает отобранное агентами и выбирает автора, на которого сделает ставку, подписывает с ним контракт и собственно, что делает продюсер? Продюсирует.
То есть, его задача обеспечить продажи. Как? По всякому. Тут нет ничего нового, кроме того, что речь идет не об издательской работе.
Продюсер пытается вытащить на вершину популярности или просто успешности конкретный проект, а не от 20 до 800 книг в месяц, что нереально.
В теории, этим могли бы заниматься нынешние литагенты, но не занимаются по той просто причине, что не умеют, не знают и не хотят вкладывать деньги. Они под другое заточены.
Главная проблема во всей этой истории – реально ли получить из проекта больше денег, чем ты в него вложил. Это, собственно, ключевой вопрос любого бизнеса.
С моей точки зрения продюсер не должен быть издателем. Партнером – да (заодно не надо вкладываться в печать, в макет и даже гонорар). Для издателя наличие партнера – плюс. Во-первых текст уже прошел экспертизу. Хоть какую-то.Можно быть уверенным, что книга не затеряется в общем потоке, есть с кем вести деловые переговоры (именно деловые, а не пытаться прислушаться к внутреннему миру автора, это не есть плохо, но все же издателю с автором необходимо говорить на его «поляне» - о тексте, а не про издательскую политику, пусть этим занимается продюсер), есть партнер, который тоже инвестирует. Два инвестора – лучше одного.

В теории, небольшие издательства выполняют функцию вот таких продюсерских центров. На практике у них просто нет денег, чтобы не просто сопровождать, но инвестировать больше, чем просто в печать. В теории, большие издательства пытаются так работать, но…

Главная проблема – как раскрутить книгу? В других видах бизнеса все достаточно налажено. С книгами трудно. Если оперировать просто рекламными расценками,  то понятно, что стоимость рекламной кампании превысит стоимость тиража. Остаются практически и только - сеть плюс креатив.
Собственно, сетевые усилия, думается, под силу продюсеру-инвестору, также как и поддержка в местах продаж.

Все просто. Вопрос, кто тот человек, который этим займется. У меня лично – денег не хватит. Увы. Причем тут вопрос не столько в деньгах на саму деятельность, сколько на то, что нужно найти штат замечательных людей, и надо им гарантировать, что они будут не только работать, но и зарабатывать. А продюсерская работа она еще более рискованная, чем издательская.

Продюсер, как и любой предприниматель – всегда рискует. Иначе – не было бы ни одного госслужащего, ни одного менеджера, все бы стояли в очереди за дивидендами. Вопрос в том, почему он должен рисковать именно на этой маленькой книжной поляне, вместо того, чтобы вложиться в недвижимость или продукты.

В идеальном мире, каждая книга – либо проект, либо часть проекта, не просто  - напечатали и привезли в магазин, хотя и это уже немало. А за проектом не должна стоять девочка бренд-менеджер и даже мальчик (без обид). Должен стоять солидный дядька (тетка) со своими тараканами в голове, а главное со своими деньгами. То есть, чтобы не для галочки и не для выполнения квартального плана.
К сожалению, у нас пока только один вариант продюсирования, когда автор сам себе продюсер. Что не есть правильно. Просто потому, что одному человеку трудно заниматься такими разными профессиями.

Без сомнения, все наши издательства, редакции частично выполняют функционал продюсерских центров. Но – частично. А в книгах важна системность.
Мы выстраиваем какие-то механизмы, алгоритмы… только этого мало.

Главная проблема потенциального книжного продюсера в том, что мало рассказать о книге, надо построить то место, где о ней рассказывать, мало ее раскрутить, надо построить машину по раскрутке…
То есть инфраструктуры практически нет. Все равно что продюсировать певца без радио и ТВ... и без YouTube тоже. И один человек просто не в состоянии её создать. Таких людей, компаний должно быть сколько-то.
По большому счету все жалобы, которые предъявляются к коммерческим издательствам вызваны в первую очередь тем, что только они вообще как-то реагируют. Просто потому – что это частный бизнес, живой, зависящий от авторов и читателей, а не живущий за счет государства и спонсоров. То есть, отдельно от читателя.
Издатель не должен и раскручивать автора, и заниматься розницей, и приучать к чтению... Издатель – это малая часть книжного сообщества, он делает, что может, и не его вина, что он единственный инвестор. Не стреляйте в…

Не раз и не два ко мне подходили серьезные ребята, чей личный бизнес почти равен всему книжному… И они, конечно, смотрят на наши потуги сверху вниз, и легко готовы вложиться… И также как легко так и быстро – бегут прочь. Потому что при своих незначительных размерах книжный бизнес – особенный. Не передающийся по наследству и странно реагирующий на финансовые влияния, то есть, часто, чем больше вложил, тем больше убыток. Понятный маркетологу только после и почти никогда до.

Эка меня развезло. За книжных продюсеров – племя пока неведомое, но такое нужное!

  • 1
Не знаю, как у других читателей, а у меня после прочтения вашей статьи сложилось такое впечатление: вы признаете, что бумажная книга умирает. Умирает, раз даже:
«Не раз и не два ко мне подходили серьезные ребята, чей личный бизнес почти равен всему книжному… И они, конечно, смотрят на наши потуги сверху вниз, и легко готовы вложиться… И также как легко так и быстро – бегут прочь.»

А так книжный продюсер – идея хорошая, только напрочь не реализуемая.

Книжный бизнес вовсе никакой не особенный. Если, конечно, говорить именно о бизнесе, а не о всякой там роли и значении в развитии общества.
Просто в любых инвестициях, ключевая роль отводится экспертам.
В данном случае слишком уж сильно прослеживается желание свалить все финансовые риски на головы лохов-продюсеров, а за собой оставить право решать, что издавать.
Думаю, у тех ребят, которые приходили, много денег совсем не потому, что они лохи

Edited at 2017-05-24 08:09 am (UTC)

Отличия есть. Одно из них, тот факт, что мало какой бизнес живет преимущественно за счет новинок. Только в нашем холдинге это порядка 1500 в месяц.Вообще никакой особенности, да? Ну и я скромно умалчиваю про некую интеллектуальную составляющую продукта. Вообще у каждого бизнеса, вероятно, есть своя особенность, иначе каждый занимался бы только самым прибыльным.
Что касается того, что прослеживается - не знаю, где вы это увидели. Я пишу о том, что один в поле не воин. Вопрос выбора тех или иных текстов в данной статье озвучивался именно в маркетинговой парадигме. Книга плюс сопровождение, всегда будет иметь преимущество, чем просто книга. Где тут то, что вы проследили... Удачи в слежках. А уж желание на кого-то что-то повесить... ВЫ ведь, как человек, который все знает о всех бизнесах, вероятно знаете, каким образом можно на инвестора повесить финансовые обязательства без его на то желания. Я вообще говорю о продюсерских проектах, а не об издательских. То есть продюсер приходит со своим проектом, а не издатель что-то навязывает.
И - да. Пока издатель не является бюджетной организацией, то будет делать выбор, исход из тех самых маркетинговых способностей и возможностей.

Не буду говорить за все бизнесы, давайте всё-таки про книжный. Проблема в том. что покупатели сейчас не хотят покупать, то что им предлагают или в том, что просто продавать не умеют?

Судя по моей статистике - покупают и хотят покупать. Причем, конкретно в нашей лавке - рост покупок. И вопрос не в неумении продавать. Поразительно вы комментируете безотносительно текста. Вопрос в том, что это не та инфраструктура, которая должна была бы быть в стране с 140-ка миллионным населением.

Может, и нужны. Но если прикинуть:
Текст будет писать Автор.
Находить его будет Литагент.
Оформление будет делать Дизайнер.
Печатать будет Типография.
Рекламировать, логистировать - Продюсер.

То что будет делать Издатель? И кому он будет нужен?

Вы забыли добавить - редактировать редактор, верстать верстальщик, корректировать корректор и пр. А вообще, про издательства - я написал вначале поста, да, все зло от нас.

Да, забыл. Потому что следы их деятельности в издаваемых книгах практически не видны.
Зло в том, что издательский велосипед неустойчив, и чтобы не упасть, ему надо ехать всё быстрее. А асфальт уже давно кончился. И прицеп уже по уши в грязи. А остановиться и куда-нибудь повернуть - не получается. Вот в чём зло-то.

Полностью согласна с Сан Санычем! Автор - это достояние страны, как природные ресурсы и поэтому нужно отдать их под крыло государства, чтобы они стали мощными как Газпром. А продюсеры нужны с литобразованием, чтоб ни дай Бог, не заполонили полки книжных магазинов тем мусором, который сейчас уже сократил число читателей до нуля. Макулатуры много, а стоящей литературы нет. Катарсис давно читатели не испытывали, потому что дешевые тексты не соизмеримы с ценой на книжную продукцию. "На мой век хватит!" - лозунг многих издательств - коммерсов. И это очень печально...

Терзают меня сомнения, что авторов стоит как природные ресурсы отдавать под крыло государства. Вот кино наше под крылом и все мы видим, что из этого выходит.

А разве сам издатель не должен и не выполняет роль продюсера?
Фактически, выпускающий редактор это менеджер проекта, для которого любая книга это бизнес-проект.
Продюсирование в его случае и заключается в отборе потенциально успешного продукта (отбор рукописи, анализ рынка, анализ конкурентов и потенциального спроса), подготовка продукта к выходу на рынок (редактирование, макетирование, обложка, аннотация), определение экономических показателей (бумага, формат, тираж), обеспечение распределение в сети (продажа оптовикам), реклама (выделение бюджета).
Зачем нужен продюсер? для выделения денег? Тогда это не продюсер, а инвестор.
А инвестором в книжном бизнесе является издательство.

  • 1
?

Log in